Новогодние каникулы 2011 (Умбозеро)
tolyas83

Эти каникулы обошлись без великих свершений, но я все-таки решил написать пару буков в придачу к фотографиям.

31-го декабря на родном 382 я прибыл в Мурманск. Встречала меня самая лучшая в мире девушка Настя.

Забросили снарягу к Насте домой и немного прошвырнулись по Мурманску. На пяти углах все было готово к встрече Нового года.

Дождались вечера и выдвинулись на природу встречать новый год. Встреча нового года – дело достаточно личное, поэтому оставлю за кадром.

1-е января 2011 прошло в сборах. Установка креплений на новые лыжики («Турист» кировской фабрики «Маяк»), упаковка рюкзаков. Рюкзаки, кстати, получились те еще : одной тушенки было 16 банок на двоих.

2-е января 2011

Во втором часу ночи погрузились в поезд и ту-ту … рано утром были в Апатитах на вокзале.

Через какое то время автобус отвез нас в Кировск.

Там мы больше часа дожидались автобуса на Коашву. К счастью, прямо на остановке было теплое местечко, где мы разжились чаем и пирожными.

На автобусе доехали до Коашвы. После выхода из автобуса пересеклись с рыбаками, которые пообещали показать буранку до Умбозера. Пошли с ними. По дороге зашли в какие то гаражи, где рыбаки забрали волокушу из линолеума на которую поставили свои вещи. Шли пару километров по буранке, после чего рыбаки свернули, предварительно показав нам направление движения. Пошли дальше самостоятельно.

По дороге встретили еще рыбаков. На этот раз на санях с мотособаками.

Шли по буранке, выдерживая направление на развилках с помощью ЖПС. Буранка разветвлялась и множилась становясь менее прочной. Вскоре пришлось надевать лыжики. Вскоре пересекли шикарную, не до конца подмерзшую болотину на которой, не смотря на все предосторожности лыжики мы все таки подмочили.

Через какое то время вышли на лед Умбозера.

Пошли на север по следам саней которые тащила мотособака. Через несколько километров следы забрали сильно западнее, куда то в сторону Ловозер. Стали тропить. Снегу на озере было всего сантиметров 20 поэтому скорость почти не упала.

Через какое то время стало почти темно и мы свернули на берег.

На берегу нас поджидал сюрприз – примерно метр снега. Обилие снега позволило нам комфортно в нем окопаться. После того как была запилена сушнина, были протоптаны тропинки и зачищены площадки под палатку и костер, в сугробе стало уютно как в квартире. А когда был натянут костровой тент-экран и разведен костер стало еще и тепло.

Ужин, отбой.

3-е января 2011

Проснулись ближе к обеду – наверстывали предпраздничный недосып. Было уже светло и сквозь туман проглядывали Ловозеры.

Позавтракали (у нас в России, когда встал – тогда и завтрак), собрались. Вышли уже в третьем часу, что, с учетом полярной ночи, совпадало с концом светового дня.

Идти по льду озера в темноте было не очень позитивно. Но пошли. Отошли на несколько километров, как вдруг что то гулко грохнуло. Мне показалось, что звук был из под ног. Напуганный позапрошлогодней трагедией с ребятами из МГТУ на Онежском озере я устроил истерику и пожелал выйти на берег. Потом все же пошли дальше. Снова что-то грохнуло. Остановились. Когда немного постояли и послушали, выяснилось что гремит не из под ног, а со стороны коашвинского карьера. Взрывами разбирают скалы на камешки. Успокоенные пошли дальше. Отмахали еще несколько километров и дошли до угла берега. Нужно было забирать на запад к впадению Тульйока в Умбозеро. На этом повороте мы прижались к берегу.

Параллельно направлению нашего движения обнаружилась совершенно свежая трещина, причем непонятно какой длинны. Тут я снова закатил истерику и пожелал выйти на берег. Если не для передвижения по глубокому снегу, так хотя бы для ночевки. Хотя километраж был еще не большой, состояние организма и время позволяли выйти на ночевку. Было и еще одно хреновое обстоятельство: парой часов раньше я обнаружил что у меня умер мой проверенный фонарь. При этом я (в первый раз блин!) не взял с собой запасного. Идти с одним было неудобно, мягко говоря, так как, что творилось на льду было не видно. В общем, по здравому размышлению, решили выползать на берег для ночевки. Я предлагал уже сейчас, Настя – на пару сотен метров дальше. Я согласился с условием что пойдем прижимаясь к берегу. Пошли. Весь снег сдутый с озера принесло сюда, а лед вдоль берега был изломан. Движение давалось непросто. Успели продвинуться таким образом всего чуть-чуть, когда мой натренированный на ММБ глаз увидел старую светоотражайку на крайнем от озера дереве. Метров через 10-15 виднелась еще одна. Я кинул рюкзак и пошел между светоотражайками. Преодолев кусты, утопая в снегу по развилку прошел метров 10. Захотелось сказать что то матерное: я стоял на шикарной, укатанной зимней дороге.

Нет, мы конечно видели на карте обозначенную пунктиром тропу. Более того мы знали что у впадения Тульйока в Умбозеро имеется база отдыха. Но думали что эта дорога летняя и зимой не используется. Таких, обозначенных пунктиром троп в Хибинах до черта, а используются еденицы. Эта же дорога была не просто накатана : она была очищена. По дороге такого качества без проблем катилось бы на велосипеде даже на летней резине.

Пошли дальше по дороге. Дорога явно была расчищена не рыбаками, а значит и база отдыха функционировала. Появилась надежа заночевать в тепле, тем более что заметно похолодало.

Бодренько затопали по дороге, волоча за собой лыжи на веревочке. В этот момент над ловозерскими тундрами начало проклевываться северное сияние. Остановились, сделали пару фото.

На этом самом месте аккум в моем фотике замерз. Обычно, на этот случай, у меня в кармане греется запасной аккумулятор, но в этот раз его не было. Это было обидно, т.к. северноя сияние все усиливалось.

Впрочем, было уже не до него. Останавливаясь и фотографируя с минутными выдержками, я рисковал заморозить свою женщину. В итоге выбор между своей женщиной и искусством завершился не в пользу последнего.

Дотопали до базы отдыха. Ничего так, элитненько. Не хозблоки, а реальные коттеджики. Наружное освещение работало. Тарахтел генератор, вокруг нас с тявканьем бегала собака. Сунулся в один домик – никого, стоит дивидишник на телевизоре, пахнет баней. Пошел к другому домику, перед которым стоял снегоход. Оттуда вышли пара дядек.

Пообщались. С дядьками о ночлеге договориться не удалось. Даже за деньги. Редиски. А может и нет. Во время разговора посмотрели на прибитый к дому термометр: 32 градуса ниже нуля. Однако!

Дядьки сказали нам что за пару километров до базы отдыха есть рыбацкий домик. Мы, когда шли, видели своротку, но внимания не придали. Возвращаемся к домику.

Домик с дороги не видно, но нашли его быстро. Не дворец, но более чем комфортная для наших условий. Главное имелась печка.

Спальные места (человек на 5 хватило бы) подняты от пола на метр.

Оставил Настю заниматься вещами, а сам пошел на охоту за сушнинами. Повезло. Отойдя метров на 50, нашел пару сушнин и срезал. Пока срезал сушнины со стороны базы отдыха по дороге прошелестела пара машин. Перетащил сушнины к избушке. Пока разделывал их а поленья со стороны базы отдыха приехал один из сторожей на снегоходе. Въехал на горку, убедился что мы в избушке, я махнул ему рукой и он уехал.

Возможно сторожа не такие уж и редиски. Позже, от рыбаков, мы узнали что база отдыха там больше для шишек. Кроме мурманских и апатитских шишек, заглядывают и московские. Возможно наше присутствие было нежелательно. А как только дорогие гости уехали (те две машины), один из сторожей поехал убедиться, что у нас все в порядке.

Северное сияние к этому моменту засияло во всю, при этом на глазах меняло форму. А минут через 10 стало быстро таять и вскоре исчезло.

Пока готовили еду, оформилось решение сливаться завтра в Кировск. Ломиться при таких температурах в горы с одним фонарем и одной чуть обломанной  ножовкой (вторую я сломал полностью только что, допиливая дрова, правда были еще цепочка и топор) и с одним фонарем как то не очень хотелось.

Ужин. Избушка быстро протопилась: выше нуля градусов. Учитывая, что снаружи ниже -30, это не так плохо. Перед печкой совсем тепло.

Отбой.

4-е января 2011

Традиционно поздний подъем, завтрак, сборы. Сборы в тепле – это приятно. При свете дня запечатлели «наш» домик.

Вышли, идем по дороге. До Коашвы двадцатка с небольшим. Должны быть там до последнего автобуса на Кировск. Идем шустро. К вчерашнему морозу добавился еще и мордодуй. Несколько дней спустя мочка моего уха, торчащая в этот момент из под шапки, облезла. По дороге идем гораздо быстрее чем оп озеру, но есть и свои минусы : идущая по берегу дорогу имеет ярко выраженный рельеф.

Места красивые. Почему то именно такой мне представляется Аляска. Озеро и заснеженные горы покрытые снизу настоящим лесом. Часть Хибин со стороны Умбозера значительно отличается от части Хибин со стороны Имандры. Хочется искренне пожелать, чтобы, когда все это будет уничтожено кампаниями добывающими полезные ископаемые, детишки тех кто на этом нажился, подавились кусочком добытым их родителями.

По дороге шли где то час. Потом нас догнали две машины с рыбаками и предложили нас подвести. Подвезли нас аш до Кировска (рыбаки были оттуда) так что мы избегли неприятного момента ожидания автобуса на холоде в Коашве. Здоровья и долгих лет жизни этим отзывчивым северным людям.

читать продолжение

маршрутная информация:

Коашва - первая ночевка
первая ночевка - рыбацкий домик
рыбацкий домик - встреча с рыбаками
 автодорога по берегу

• 1
будем иметь ввиду. А что за публика в тех коттеджах?