tolyas83 (tolyas83) wrote,
tolyas83

Долгая Щель. Старт дан.

Осень в нашей семье – пора ехать на Кольский. Поездке всегда предшествуют муки выбора района и маршрута. И вот как раз шли неспешные размышления на эту тему, когда друг из Заполярного подкинул идею:  «А в Долгую Щель нет желания сходить?». Голосования устраивать не пришлось: семье этот вариант понравился. Ожидалась, правда, и пара сложностей. Во-первых, Долгая Щель – это уже погранзона, т.е. требуются пропуска. Во-вторых – трансфер до точки старта. Ну, с трансфером все понятно: мы просто увеличили бюджет поездки на стоимость заказанного микроавтобуса. А вот с пропуском пришлось разбираться и читать отчеты. Кому эта тема интересна: мануал по оформлению в конце этого поста.
Утро понедельника. Мурманск заливает моросью, отбивающей всякое желание куда-то выезжать. Я бегу за пропусками в погрануправление. От погранцов лечу на ж/д вокзал – встречать ребят. В этот раз наша поездка совпала по времени с велопоходом Хелла по Рыбачьему. Хелл здесь прожженный боец: в 12-м мы с ним, вдвоем, ходили в 10-дневный зимний поход по Среднему.
На вокзал я, вроде бы, опаздывал, но приехал в итоге сильно раньше. Сказались непривычные масштабы города, после Дефолт Сити. Помог ребятам сгрузиться. Напарник Сереги (Хелла) в этом походе – Антон. Потом был скоростной забег по магазинам: Хелл, и в этот раз верный традициям, забыл дома ветровку (в прошлый - штаны). Выбор в Мурманске не ахти, а все брендовое стоит космических денег. Но что-то нашли. Расстаемся до вечера, т.к. забрасываемся мы с ними вместе. Только они спрыгивают в Печенге, а мы – в Лиинахамари. Микрик оплачиваем пополам. Экономия, однако.
Дальше штатно все. Ребята спрыгивают у своротки с трассы на полигон перед Печенгой. Взаимные пожелания удачи и мы едем дальше, на другую сторону залива. Почти сразу за Печенгой КПП. У нашей машины пропуска нет, так что дальше пешком. Погранцы, правда, сильно помогли, чем вызвали наше удивление. Спасибо ребятам.
Начало пешей части похода. Нужно пройти несколько километров по асфальту в сторону Хамари, а после Трифонаярви уходить на грунты. Погода уже полностью наладилась, и идти приятно … было бы, если бы это были не первые километры пути. И не было полсотни кило в рюкзаке. И не был пропущен обед. Но втягиваемся потихоньку.
На грунтах встречаем пару машин. Начинает темнеть и пора выходить на привал. Вот тут и начинаются сложности. Вдоль всей дороги тянуться какие-то развалины, вставать около которых не хочется. С детьми в таких местах сложно – всевозможный мусор их манит как магнитом. Уже в сумерках, находим более-менее удобную площадку. Правда, до ближайшей нанесенной на карту воды метров 500, но это переживем.
Ставлю палатку и загоняю туда семью. Беру котлы, GPS, рацию и иду за водой. В полукилометре на карте имеется озерцо. Однозначного захода нет и ломиться к нему приходиться «по птичке», а уже темно. Увы, здесь не дружественная гладкая тундра.  Карликовый лес на курумнике и заросли папоротника. Плюс я еще голодный и силы уж не те.
Достигаю озера, отпаиваюсь впрок и набираю воды. Ломиться своими же следами назад не хочется страшно. Вижу, что могу подсечь грунтовую дорогу, по которой нам завтра идти, а по ней уже добежать до своих. Дальше, но проще и быстрее. В итоге так и получается.
Уже метров за 200 до палатки ловлю краем глаза движение над головой. Метрах в 10 надо мной кружит сова. Не крупная, но все равно такое внимание вызывает легкий душевный дискомфорт. Сову я до этого видел в природе только мельком, а чтобы так, внаглую, кружила – никогда. Через минуту-другую я ей надоел.
Ужинали уже сквозь сон.

Спали всласть. Выползаю из палатки – красота. Внизу Трифоноярви. Если приглядеться, за ним можно увидеть дорогу на Хамари, а перед озером – грунтовку по которой мы шли. Трифоноярви один из немногих «русских» топонимов на финских картах тех мест. Озеро Трифона, а точнее Трифона Печенгского, основавшего Печенгский монастырь. Личность, кстати, интересная. Я не фанат исторических ремарок в отчетах, но здесь можно.
В «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген передаёт рассказ самого Трифона о годах его молодости, когда тот был атаманом шайки разбойников, но пришёл к раскаянию: «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»
От юности отличался богатырской силой и крепким здоровьем. В молодости служил одному из местных бояр. Затем оказался на военной службе, а через время стал предводителем шайки разбойников. Грабил и разорял он «каянских немцев», т.е. финнов, и в своих набегах доходил до Ботнического залива. Сгубить такого лихого воителя могло только одно. Да-да, тут двух вариантов быть не может. Убил, в ярости, свою возлюбленную, после чего и ушел в раскаянии на Север.
«Пупырь» в полукилометре, а правее него находиться озерцо, куда я вчера ходил за водой. Хотя если посмотреть «спутник», видно, что это не озеро, а скорее карьер. Что здесь добывали не понятно, но район раскопан основательно. Пытался информацию найти, но не нашел.
Семейство уже в ожидании и смотрит голоднющими глазами. Начинаю кашеварить.
Собираемся, выходим и идем дальше. Дорога уходит в низину и упирается в болото. Дальше уже скорее просто тропа. Видно, что нитку маршрута начинает потихоньку «зажимать» скалами по бокам. Ну, на то она и «щель».
Болото в низине потихоньку превращается в озерца. Тропа идет сбоку, повыше. Не могу сказать, что парковая дорожка, но моя старшая справляется без проблем, хотя иногда руку ей приходится подавать.
Время обеда и послеобеденного сна. Как на заказ выходим к озеру и находим шикарное место.
И озеро внизу, и площадка ровная. Но решаем «еще чуть-чуть пройти» и встаем с другой стороны озера, в болоте, найдя, единственную на нем, сухую кочку под скалой. Не, ну никогда такого не было, и вот опять!
Наскоро готовлю обед. «Наскоро», потому, что меня манит озеро. Семья наедается и заползает в палатку, а я собираю спин и несусь вниз, к воде. Но что-то явно пошло не так. Забросив спин несколько десятков раз и обойдя озеро почти по всему берегу, я вытащил пару мелких форелин. Что с ними делать было решительно не понятно, и рыбьи дети были выпущены подрастать. Нет охотничьей удачи.
Дети просыпаются, мы собираемся и чавкаем дальше по болоту. Намочив здесь ноги, высушить их мне удалось только дня через 3-4.
Проходим еще одно озеро. Идем тропинкой в карликовом лесу, траверсом по западному склону ущелья. Идти не удобно и старшая не в восторге. Неожиданно выходим на открытую площадку с которой открывается вид на Долгую Щель. Пахнет морем и сыростью.
Еще один «прострел» через лес вдоль ручья. По опыту знаю, пройти этой тропинкой зимой практически не реально. Утонешь в снегу. Интересно, сюда зимой на снегоходах ездят? Должны по идее. Облизываюсь я сюда зимой сползать, но здесь не родные сопки восточнее Печенги. Вопросов много.
Уже на подлете к морю, находим остатки древнего жилища, которое переоборудовали в рыбацкий домик.  Недостающую стену затянули полиэтиленом. Место обжито.
Наконец, выходим к морю. Легкое недоумение. На тропинке были свежие следы (один человек и один друг человека) в сторону моря. Обратных следов не было. Думал, застанем кого-нибудь здесь, но никого не застали. На лодке что ли они ушли?
Западная стена Щели – в само деле стена. Это меня грустит. Планировался радиальный выход на гору Пасаритунтури, а тут непонятно как с пляжа выйти. Щель, она и есть щель. На «спутнике» это не очень хорошо видно, а вот на «генштабе» очень даже. Стены практически отвесные.
Будет день – будет пища. Пока что есть вопросы понасущнее. Где, например, мы на этом пляже поставим палатку, чтобы ее не сдуло и не затопило. И чтобы за водой без проблем ходить. Не смотря на обилие запросов, находим шикарное место. Карниз, с небольшой, прячущей от ветра, рощей и персональным водопадом. Забираться и спускаться, правда, не удобно.
С водопадами, кстати, тут интересный момент. Долгая Щель она же не просто так «щель». У той же Амбарной, казалось бы, тоже стенки отвесные. Да и у многих заливов так. Но, в большинстве своем, эти заливы и заливчики образованы хребтинками, выдающимися в море как пальцы руки. В Щели не так. Щель, она как разлом в плите. Т.е. поднявшись наверх на запад, мы окажемся не на вершине хребта, а на краю этакого плоскогорья. А вот тут и подходим к водопадам. Со стен хребтинок, образующих заливы, как правило почти ничего не течет. Воде там просто неоткуда взяться. В Щели же по всей стене, иногда сочиться, а иногда хлещет вода. Шум водопадов и водопадиков стоит повсеместно, да и сами стены сырые. Зимой здесь стоит побывать, только ради того, чтобы посмотреть, как это все схватиться льдом.
Платка стоит, вещи раскиданы. Грибов немного собрали прямо на карнизе. Можно и погулять, пока светло.
Нагулявшись, идем к себе, «на верхнюю полку», ужинать.
Весь вечер поглядываем вверх. Метрах в 150 над нами, туман скребет скалы. Вся эта прелесть в любой момент может прийти к нам или конвертироваться в дождь. Но нам уже не страшно - мы в домике.
Пропуск в погранзону.
Как и обещал, пару слов по пропускам. Нужно заполнить вот такой бланк и отправить его по факсу 8(8152) 42-44-12 как минимум за 16 дней до.
Образец заявления и все контактные телефоны + адрес, где забирать пропуск, есть у ФСБ на сайте:
Границы ПЗ в тех районах (из приказа):
В муниципальном образовании "Кольский район" — полосы местности шириной 15 километров вдоль государственной границы Российской Федерации на суше;
в муниципальном образовании "Печенгский район" — полосы местности до рубежа, включая западный берег губы Печенга, населенный пункт Лиинахамари, исключая населенный пункт Печенга, участок автомобильной дороги Печенга — Заполярный — Никель, населенные пункты Заполярный, Никель, включая гору Шуорт;
Сама губа Печенга также является ПЗ.

UPD. Лучше, чтобы был указан примерный маршрут. Если просто указать Лиинахамари, могут быть вопросы на месте.