Previous Entry Share Flag Next Entry
Долгая Щель. Старт дан.
tolyas83
Осень в нашей семье – пора ехать на Кольский. Поездке всегда предшествуют муки выбора района и маршрута. И вот как раз шли неспешные размышления на эту тему, когда друг из Заполярного подкинул идею:  «А в Долгую Щель нет желания сходить?». Голосования устраивать не пришлось: семье этот вариант понравился. Ожидалась, правда, и пара сложностей. Во-первых, Долгая Щель – это уже погранзона, т.е. требуются пропуска. Во-вторых – трансфер до точки старта. Ну, с трансфером все понятно: мы просто увеличили бюджет поездки на стоимость заказанного микроавтобуса. А вот с пропуском пришлось разбираться и читать отчеты. Кому эта тема интересна: мануал по оформлению в конце этого поста.
Утро понедельника. Мурманск заливает моросью, отбивающей всякое желание куда-то выезжать. Я бегу за пропусками в погрануправление. От погранцов лечу на ж/д вокзал – встречать ребят. В этот раз наша поездка совпала по времени с велопоходом Хелла по Рыбачьему. Хелл здесь прожженный боец: в 12-м мы с ним, вдвоем, ходили в 10-дневный зимний поход по Среднему.
На вокзал я, вроде бы, опаздывал, но приехал в итоге сильно раньше. Сказались непривычные масштабы города, после Дефолт Сити. Помог ребятам сгрузиться. Напарник Сереги (Хелла) в этом походе – Антон. Потом был скоростной забег по магазинам: Хелл, и в этот раз верный традициям, забыл дома ветровку (в прошлый - штаны). Выбор в Мурманске не ахти, а все брендовое стоит космических денег. Но что-то нашли. Расстаемся до вечера, т.к. забрасываемся мы с ними вместе. Только они спрыгивают в Печенге, а мы – в Лиинахамари. Микрик оплачиваем пополам. Экономия, однако.
Дальше штатно все. Ребята спрыгивают у своротки с трассы на полигон перед Печенгой. Взаимные пожелания удачи и мы едем дальше, на другую сторону залива. Почти сразу за Печенгой КПП. У нашей машины пропуска нет, так что дальше пешком. Погранцы, правда, сильно помогли, чем вызвали наше удивление. Спасибо ребятам.
Начало пешей части похода. Нужно пройти несколько километров по асфальту в сторону Хамари, а после Трифонаярви уходить на грунты. Погода уже полностью наладилась, и идти приятно … было бы, если бы это были не первые километры пути. И не было полсотни кило в рюкзаке. И не был пропущен обед. Но втягиваемся потихоньку.
На грунтах встречаем пару машин. Начинает темнеть и пора выходить на привал. Вот тут и начинаются сложности. Вдоль всей дороги тянуться какие-то развалины, вставать около которых не хочется. С детьми в таких местах сложно – всевозможный мусор их манит как магнитом. Уже в сумерках, находим более-менее удобную площадку. Правда, до ближайшей нанесенной на карту воды метров 500, но это переживем.
Ставлю палатку и загоняю туда семью. Беру котлы, GPS, рацию и иду за водой. В полукилометре на карте имеется озерцо. Однозначного захода нет и ломиться к нему приходиться «по птичке», а уже темно. Увы, здесь не дружественная гладкая тундра.  Карликовый лес на курумнике и заросли папоротника. Плюс я еще голодный и силы уж не те.
Достигаю озера, отпаиваюсь впрок и набираю воды. Ломиться своими же следами назад не хочется страшно. Вижу, что могу подсечь грунтовую дорогу, по которой нам завтра идти, а по ней уже добежать до своих. Дальше, но проще и быстрее. В итоге так и получается.
Уже метров за 200 до палатки ловлю краем глаза движение над головой. Метрах в 10 надо мной кружит сова. Не крупная, но все равно такое внимание вызывает легкий душевный дискомфорт. Сову я до этого видел в природе только мельком, а чтобы так, внаглую, кружила – никогда. Через минуту-другую я ей надоел.
Ужинали уже сквозь сон.

Спали всласть. Выползаю из палатки – красота. Внизу Трифоноярви. Если приглядеться, за ним можно увидеть дорогу на Хамари, а перед озером – грунтовку по которой мы шли. Трифоноярви один из немногих «русских» топонимов на финских картах тех мест. Озеро Трифона, а точнее Трифона Печенгского, основавшего Печенгский монастырь. Личность, кстати, интересная. Я не фанат исторических ремарок в отчетах, но здесь можно.
В «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген передаёт рассказ самого Трифона о годах его молодости, когда тот был атаманом шайки разбойников, но пришёл к раскаянию: «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»
От юности отличался богатырской силой и крепким здоровьем. В молодости служил одному из местных бояр. Затем оказался на военной службе, а через время стал предводителем шайки разбойников. Грабил и разорял он «каянских немцев», т.е. финнов, и в своих набегах доходил до Ботнического залива. Сгубить такого лихого воителя могло только одно. Да-да, тут двух вариантов быть не может. Убил, в ярости, свою возлюбленную, после чего и ушел в раскаянии на Север.
«Пупырь» в полукилометре, а правее него находиться озерцо, куда я вчера ходил за водой. Хотя если посмотреть «спутник», видно, что это не озеро, а скорее карьер. Что здесь добывали не понятно, но район раскопан основательно. Пытался информацию найти, но не нашел.
Семейство уже в ожидании и смотрит голоднющими глазами. Начинаю кашеварить.
Собираемся, выходим и идем дальше. Дорога уходит в низину и упирается в болото. Дальше уже скорее просто тропа. Видно, что нитку маршрута начинает потихоньку «зажимать» скалами по бокам. Ну, на то она и «щель».
Болото в низине потихоньку превращается в озерца. Тропа идет сбоку, повыше. Не могу сказать, что парковая дорожка, но моя старшая справляется без проблем, хотя иногда руку ей приходится подавать.
Время обеда и послеобеденного сна. Как на заказ выходим к озеру и находим шикарное место.
И озеро внизу, и площадка ровная. Но решаем «еще чуть-чуть пройти» и встаем с другой стороны озера, в болоте, найдя, единственную на нем, сухую кочку под скалой. Не, ну никогда такого не было, и вот опять!
Наскоро готовлю обед. «Наскоро», потому, что меня манит озеро. Семья наедается и заползает в палатку, а я собираю спин и несусь вниз, к воде. Но что-то явно пошло не так. Забросив спин несколько десятков раз и обойдя озеро почти по всему берегу, я вытащил пару мелких форелин. Что с ними делать было решительно не понятно, и рыбьи дети были выпущены подрастать. Нет охотничьей удачи.
Дети просыпаются, мы собираемся и чавкаем дальше по болоту. Намочив здесь ноги, высушить их мне удалось только дня через 3-4.
Проходим еще одно озеро. Идем тропинкой в карликовом лесу, траверсом по западному склону ущелья. Идти не удобно и старшая не в восторге. Неожиданно выходим на открытую площадку с которой открывается вид на Долгую Щель. Пахнет морем и сыростью.
Еще один «прострел» через лес вдоль ручья. По опыту знаю, пройти этой тропинкой зимой практически не реально. Утонешь в снегу. Интересно, сюда зимой на снегоходах ездят? Должны по идее. Облизываюсь я сюда зимой сползать, но здесь не родные сопки восточнее Печенги. Вопросов много.
Уже на подлете к морю, находим остатки древнего жилища, которое переоборудовали в рыбацкий домик.  Недостающую стену затянули полиэтиленом. Место обжито.
Наконец, выходим к морю. Легкое недоумение. На тропинке были свежие следы (один человек и один друг человека) в сторону моря. Обратных следов не было. Думал, застанем кого-нибудь здесь, но никого не застали. На лодке что ли они ушли?
Западная стена Щели – в само деле стена. Это меня грустит. Планировался радиальный выход на гору Пасаритунтури, а тут непонятно как с пляжа выйти. Щель, она и есть щель. На «спутнике» это не очень хорошо видно, а вот на «генштабе» очень даже. Стены практически отвесные.
Будет день – будет пища. Пока что есть вопросы понасущнее. Где, например, мы на этом пляже поставим палатку, чтобы ее не сдуло и не затопило. И чтобы за водой без проблем ходить. Не смотря на обилие запросов, находим шикарное место. Карниз, с небольшой, прячущей от ветра, рощей и персональным водопадом. Забираться и спускаться, правда, не удобно.
С водопадами, кстати, тут интересный момент. Долгая Щель она же не просто так «щель». У той же Амбарной, казалось бы, тоже стенки отвесные. Да и у многих заливов так. Но, в большинстве своем, эти заливы и заливчики образованы хребтинками, выдающимися в море как пальцы руки. В Щели не так. Щель, она как разлом в плите. Т.е. поднявшись наверх на запад, мы окажемся не на вершине хребта, а на краю этакого плоскогорья. А вот тут и подходим к водопадам. Со стен хребтинок, образующих заливы, как правило почти ничего не течет. Воде там просто неоткуда взяться. В Щели же по всей стене, иногда сочиться, а иногда хлещет вода. Шум водопадов и водопадиков стоит повсеместно, да и сами стены сырые. Зимой здесь стоит побывать, только ради того, чтобы посмотреть, как это все схватиться льдом.
Платка стоит, вещи раскиданы. Грибов немного собрали прямо на карнизе. Можно и погулять, пока светло.
Нагулявшись, идем к себе, «на верхнюю полку», ужинать.
Весь вечер поглядываем вверх. Метрах в 150 над нами, туман скребет скалы. Вся эта прелесть в любой момент может прийти к нам или конвертироваться в дождь. Но нам уже не страшно - мы в домике.
Пропуск в погранзону.
Как и обещал, пару слов по пропускам. Нужно заполнить вот такой бланк и отправить его по факсу 8(8152) 42-44-12 как минимум за 16 дней до.
Образец заявления и все контактные телефоны + адрес, где забирать пропуск, есть у ФСБ на сайте:
Границы ПЗ в тех районах (из приказа):
В муниципальном образовании "Кольский район" — полосы местности шириной 15 километров вдоль государственной границы Российской Федерации на суше;
в муниципальном образовании "Печенгский район" — полосы местности до рубежа, включая западный берег губы Печенга, населенный пункт Лиинахамари, исключая населенный пункт Печенга, участок автомобильной дороги Печенга — Заполярный — Никель, населенные пункты Заполярный, Никель, включая гору Шуорт;
Сама губа Печенга также является ПЗ.

UPD. Лучше, чтобы был указан примерный маршрут. Если просто указать Лиинахамари, могут быть вопросы на месте.

• 1
Блин. Завтра обязательно перечитаю. Жена у тебя - молодец.

Спасибо.

Да, она молодец.

И дети молодцы. И вся семья!)))
И самое классное путешествие когда вот так - все вместе!

Да, это очень классно. Я автономы любил всегда, но когда появилась семья, стало сложнее. Не люблю их оставлять. А здесь и автоном, возможность оторваться от цивилизации ... и семьей расставаться не надо.

да, Толя, молодец ты однако, но с семьёй в такие походы я бы не пошёл :)

Это потому что у тебя тундра и море ассоциируется с Чукоткой и вообще, восточными берегами необъятной.

А там компактно все и относительно безопасно. Связь на сопках есть, в море рыбаки ходят. До Норвегии 15 километров. До населенки ближайшей не далеко.

Просто перемещаемся с детской скоростью, отсюда ощущение длительного автонома. Я, думаю, этот маршрут бы дня за 3 пробежал без проблем. Получился бы поход выходного дня налегке.

50 кило рюкзак в пешку? Жена вообще без рюкзака что ли? :)

Жена тоже не пустая.

Ну прикинь сам. Спальник нужен общий. Хотя старшая спит сама, в это время года температура запросто уходит в минус. Спальник на семью уже полрюкзака (жена тащит).

Палатка нужна большая. Погода запросто может запереть в палатке не сутки. У нас на следующий день так и получилось. Палатка 4,5 кило весит. Детского шмота по два комплекта на каждую с обувью.

Дальше считаем. Длительность 10 дней + 2 дня НЗ. Дров нет, одного газа надо немерено. И, самое тяжелое - еда. В детском походе взрослым рационом не отделаешься. Масло нужно, орехи, сухари. На контрольном взвешивании без зеркалки получалось 46.

Edited at 2015-12-15 03:44 pm (UTC)

за лайфхак спасибо

О, спасибо! Как-то забыл на Блокгаузе поискать.

Думал там более свежие разработки. Зайду туда зимой или по весне, думаю. Жаль в автоном не потащишь мешок с альпбарахлом: можно было бы шахту посмотреть.

Посмотрел не с телефона - увидел фото. Жаль, что она залита.

Edited at 2015-12-21 01:03 pm (UTC)

Если вам понадобится какая либо помощь в путешевствии по нашим окресностям  звоните 9210482378 или filatikovi4@yandex.ru https://m.vk.com/anton51russ Антон.

Edited at 2015-12-21 03:25 pm (UTC)

Спасибо.

А что еще посетить в этом районе стоило бы? Западнее Долгой Щели. И на сколько к границе можно подходить, чтобы погранцов не нервировать?

Я раньше заходила в твой жж, но теперь у нас у самих ребенок, и мы перешли от велотуризма к пешему (9 мес малышу сейчас и четыре похода позади), так что интересно стало пересмотреть твои отчеты про детские походы... Что-то только сейчас вспомнила про них, просто в поисковике у меня они сами не нашлись...
Места, конечно, там очень красивые, смотреть одно удовольствие фотографии. И достойно восхищения, что справляетесь в автономе с двумя детишками, еще и на северах!! Очень вдохновляюще. Молодцы! Хотя, конечно, куда денешься, если хочется в поход :)

Только мне в этих отчетах не хватает подробностей, схемы общей маршрута, километражей. Понятно, что с детьми километраж никакой, но просто для представления о местности тем, кто там не был.
И содержимое рюкзака, раскладку тоже было бы интересно посмотреть подробнее! 46 килограмм – это жу-у-уть… А ведь еще и жена нагружена. У нас в последнем походе с одним младенцем получилось стартовых килограмма 33 кг дней на 8 автонома плюс несколько литров воды при необходимости. Мне здоровье тяжести поднимать не позволяет, все на муже... И таким манером уже устрашающий рюкзачище получается! А как 46 кг на спину закидывать?

Нуу, у нас двое, потяжелее рюкзак, конечно. "Взлетать" только с земли. Т.е. вделся в лямки, жена берет за руки и откидывается назад используя свой вес. Я оказываюсь на корточках и уже, за счет силы ног, встаю. Или, если остановки короткие, заранее присматриваю "ступенечку".

У нас общий спальник WoodLand Big Family. У него ширина 160, мы в него при желании можем всей семьей влезть + спальник старшей. Это объемные вещи, но не тяжелые - тащит жена. А у меня все остальное. Самое тяжелое - палатка, газ и тушенка. Палатка не может быть маленькой, если с мелкими идешь. Наша больше 4-х кг. Газ с запасом. Шмоток для мелких два комплекта. Котелки, аптечки. Орехи и сухофрукты для мелких. Раньше еще и молочку тащили. Рации. Батарейки. Налобники. Тушенки 10 банок. Гречка, овсянка, сухари, супы, кофе. Ремкомплект. Палки треккиноговые - два комплекта. Сухой спирт. И еще тысяча мелочей.

Набегает короче)

Километражи зависят чисто от характера тропы. Без месяца трехлетняя Сашка, по горной дороге с рельефом, в день могла чуть больше десятки дать. Но на пересеченке ее приходилось буксировать и мы могли и трех не дать. С треками беда - я храню только склеенные за весь поход. Поищу что-нибудь.

Может быть (не 100%, но планируем) большим балаганом, заматарсим Хибины в конце августа. С основками на дневной сон. Если что - вэлкам. Но там детишки постарше - 5-6 и 10 кроме наших.

Здравствуйте!
Интересный маршрут для небольшого похода по северу, особенно с детьми! Вот думаю, что буду иметь такой вариант в виду на будущее, может как-нибудь сходим.
А где можно глянуть карту с ниткой маршрута?
И вообще, какие карты использовали?

Ну, на этом берегу мы сильно на погоду завязаны. Плюс заброска не очень удобная. А начинали с похода по Кольскому, но по Белому морю. Там старт прямо от поезда, климат помягче, сойти с маршрута в любой момент можно.