?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Побережье 2013. Начало.
tolyas83
От Муста-Тунтури до губы Печенга по побережью Баренцева моря. Сольный автоном.



Всего порядка 120 км. при 6,5 километрах суммарного набора высоты за 7 ходовых дней.

на GPSies


По данным местам в интернете не так много информации, поэтому параллельно с красивыми (надеюсь) картинками, постараюсь давать кое-какую «техническую» и картографическую информацию.

Погулять по сопкам вдоль моря, начиная от Муста-Тунтури хотелось еще с прошлогоднего похода по этим местам. Группа в этот раз, правда, не сложилась, но это изменить решение пойти уже не могло.

Одиночные походы уже сами по себе небезопасны. Домножаем это на местные условия и рельеф местности. Делим на имеющийся уже опыт походов в тех местах. Гм … все равно получается не очень. Авантюрненько. Чтобы подстраховаться (и чтобы жена не поседела раньше времени) запасаюсь спутниковым трекером. Дальше будет немного рекламы.

Идею трекера увидел в блоге у 2_travellers. Нет, конечно, и раньше о подобных устройствах знал, но как-то особо не интересовался. А в указанном блоге, очень своевременно промелькнул пост, после которого я стал наводить справки. Заказ с Ебэя и через пару-тройку недель девайс у меня на столе. SPOT 2.
.

.
Сама игрушка – полторы сотни американских рупий. Еще столько же годовое обслуживание. Доступны виды сообщений: два вида «хэлпов» (ну тут все ясно), кастом мессадж (заранее забитое сообщение – в моем случае я им отмечал выход на ночевку и старт утром), сообщение «ОК» (тоже все ясно) и треккинг (раз в 10 минут прибор определяет местоположение и отправляет сообщение, благодаря чему мое местоположение можно отследить на карте через интернет). Заранее сообщу, что нареканий к прибору не возникло, весь поход прибор отработал штатно. Минусов особых выявлено не было. Разве только то, что сайт, где отслеживается местоположение, через Оперу работает криво. Мороз прибор держит. На родных литиевых батарейках отпахал 9(!) ходовых дней (на ночь я его выключал).

С рекламой закончили, продолжаем по походу.

В Мурманск прибываем в воскресенье. Решаю выезжать в понедельник, неспешно докупаю то, что не успел купить. В понедельник выдвигаюсь на автовокзал к автобусу в 13-30. Узнаю свежие новости: дорога на Никель заметена и закрыта. Откроется не раньше 15-00. Сижу, жду. В 15-00 объявляют, что дорога закрыта минимум до 21-00. Тьфу, пакость. Сдаю билет, узнаю телефон, по которому можно узнать о состоянии дороги и еду обратно домой. Отсрочка на день, можно сходить в гости вечером.

Когда откроют дорогу зависит тут даже не от производительности дорожных служб, а от погоды. Недавно был снегопад и пока будет дуть ветер, у «дорожников» шансов на успех нет – дорогу будет заметать прямо за грейдером. Именно в тех краях, под Никелем, год-два назад замело по крышу тепловоз. Можно посмотреть фото в интернете.

Во вторник погода меняется. Ясно и солнечно. Снег на дороге тут же побеждают и вот я уже еду на автобусе. Пост в Титовке снова не работает, документы не проверяют.

Старт.

Стартую. Дорога вдоль реки заметена прилично. Снегоходный след свежий, но машины давно не ходили. Сразу же надеваю снегоступы. Здесь я иду уже не в первый и не во второй раз, глазу зацепиться особо не за что. Традиционное фото водопада с памятником.
.

.
На Титовке почти нет открытой воды. Для меня это минус: если так прихватило реку, то что уж говорить о мелких ручьях. Придется топить снег, тратя драгоценный газ.
.

.
Спустя час с небольшим, дохожу до места, где река начинает петлять.
.

.
На карте это место отмечено (зум карты по клику):
.

.
Место проверено несколькими ночевками. Ровная площадка, обычно незамерзшая река рядом. Тут хорошо «заземлиться», если приехал вечерним автобусом в Старую Титовку. Но сегодня у меня еще есть время, силы и задор. Иду дальше.
.

.
Начинается подъем. Играем с солнцем в догонялки: я поднимаюсь и оно поднимается по склонам сопок. Я его догоняю. Через несколько километров будет еще одно проверенное место (конец трека на карте первого дня). Более-менее закрытое от ветра, с ровной площадкой и, что самое приятное, с открытой водой. Там я стоял на новогодних каникулах 2012 и позже, в марте, с Хеллом . Где-то на подходе к этому месту я догоняю солнышко. Окапываюсь на ночь. Хорошо, что я здесь был: знаю, где искать воду. Открытой воды кусок полметра на метр. Отбой.

20.03 День второй.

Подъем, пасмурно. Долгие сборы. К слову, в этом походе я, почему-то, каждое утро собирался беспрецедентно долго. Поднимаюсь на перевал дальше. Не очень комфортно: мордодуй со снегом. До перевала дорогу замело прилично. Местами ее просто не видно и я, иногда, схожу с нее. Снегоход, который здесь прошел до меня, тоже особо не заморачивался, по дороге ли он едет. Те, кто там были, знают, что вдоль дороги на этом участке, стоят столбики, чуть выше человеческого роста со светоотражайками вверху. Так вот сейчас некоторые из этих столбиков мне по колено.
.

.

.
Интересно это все. Вроде не первый раз иду, а все равно дух захватывает. Когда же это все это настолько надоест, что я сюда не пойду?
.

.
Перевал пройден, спускаюсь. С каждым разом эта дорога кажется все короче. Уже привычный, но не надоевший вид на Мотку, Средний и Рыбачий вдалеке:
.

.
Спускаюсь вниз. Солнце влияет на не выставленный баланс белого, но так, что даже выправлять не хочется:
.

.
Дорога и с этой стороны заметена полностью. Временами теряю ее. Делаю попытку начать срезать к Муста-Тунтури, потом понимаю, что место выбрано не оптимально и возвращаюсь на дорогу. Дохожу до памятника. Традиционная остановка. Еще полтора километра и ухожу с дороги окончательно. Больше нам не по пути. Примерно в этом месте мы прошлой осенью с семьей выходили на дорогу. Здесь тогда стоял полевой лагерь, а по Среднему пахали тундру «коробочки». Лагеря сейчас нет. Лавочки только, полевая баня, выложенные камнем дорожки и пустые бочки. Логично. Сохранившаяся, еще с советских времен, традиция военных засирать это место пустыми бочками соблюдена.
.

.
Хребет от меня скрывается за небольшой сопкой. Умный в гору не пойдет – явно не туристическая поговорка. И я уже на сопке. Почти на любой сопке в этом месте, кто-то, когда-то героически погиб. На этой погиб инструктор Мурманского обкома ВЛКСМ
.

.
С вершины сопки просматривается Мотка на востоке и восточный край Муста-Тунтури на западе.
.

.

.
Перелазить сегодня через Муста-Тунтури уже не хочется. Прохожу с юга от него.
.

.
Мечта на вечер – найти не замерзшую воду. С этой стороны хребта два озерца. В теории у каждого есть сток и исток – там может быть открытая вода. Но воды там не оказывается. Ладно, не беда. Всегда можно прорубить лед.

Нахожу удобное место, окапываюсь, ставлю палатку. Иду к озеру и рублю лед. 60 сантиметров спустя я решаю, что проще будет топить снег. Сливаю остатки воды из фляги в котелок, забиваю снегом и ставлю на самый маленький огонь. А сам поднимаюсь на хребет – позвонить. Вот такая она – тоска по семье. Подняться на высоту двух-трех восемнадцатиэтажек (с 50 до 180 метров), чтобы поболтать с семьей ни капельки не лень. Правда, без трех десятков килограмм за спиной это не очень сложно, но все же. На хребте связь есть, хотя и не очень уверенная. Звоню жене. Потом оглядываю хребет. Изначально планировалось забраться на него и идти поверху, но сейчас я понимаю, что это слишком «технично» для сольного похода. Решаю просто перевалить через него в сторону Среднего, тем более, что рядом есть вроде как подходящее место. С Муста-Тунтури интересен этот момент, который просматривается на карте: с юга он достаточно удобен для подъема, зато с севера у него много отвесных мест. Приглядев место для спуска на завтра, я спускаюсь обратно к палатке. Дальше штатно: гречка с тушняком и спать.

Здесь и далее я буду давать карту с пройденным куском и информацией по высотам. Мало ли, кому пригодится. Места там интересные.
.

.

.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ


  • 1
Опасное и красивое путешествие.
Встречается ли живность какая-нибудь?

птиц там очень много, но это известный факт. Нерпочку видел. В завтрашнем отчете. С крабом познакомился.

Суровые условия... Только на ступах/пешком, или и с лыжами ещё?
Фоты понравились, которые с невыставленным балансом : ) действительно, грамотно он "расстроился" : )

Только ступы. Лыжи бы хорошо пригодились бы на последней пятнашке, но таскать их ради этого неделю - слишком дорогое удовольствие.

Если я правильно понял путевую статистику, было типа среднее 17 км и набор около 900 м в день - то есть, с учётом разницы погоды и условий, от 10 до 30 в день с набором 0,5 - 2 км? Тридцатку в день на ступах по пересечённой местности зимой (и потом не лежать день трупиком, а дальше идти) я себе плохо представляю...

Ну пересеченность-то, пересеченности рознь. Я об этом еще буду писать и треки приводить. Тот район процентов на 90, это эдакое плоскогорье на высоте метров 250 и только к морю провалы проваливаются до уровня моря. Вот по такому плоскогорью - тридцатник в день более чем реально. Просто очень нудно.

В прошлый поход мы с Хеллом, стропежкой по снегу выдавали больше двадцатки в некоторые дни и не лежали потом пластом, хотя Хелл, на мой взгляд, больше велосипедист, чем пешик. По плотному заветренному снегу реально. Вот по такой местоности, чего бы нет:


хм, ну если равнина с "асфальтом" под ногами - то да, пуркуа бы и не па : )

картинка красивая, горизонт выровнять - вообще классно будет

Нуу, не асфальт, конечно. Без снегоступов или лыж проходимо, но нецелесообразно.

Ага, это сырые еще фотки. К отчету выровняю. В понедельник-вторник добью отчет.

Первый отчет прочел )).

Читай дальше))

И помни: я вас звал)

  • 1