Previous Entry Share Flag Next Entry
Средний 2012. Начало.
tolyas83

Весенний поход по полуострову Средний. 2 Человека. 10 дней. 163 пеше-снегоступных километра. 6 км. суммарного набора высоты. 20 банок тушенки. Полтора литра спирта.

Использованы фото мои и Сергея

А идея появилась с полгода назад. Про то какая погода стоит в конце марта начале апреля на Кольском, тем кто там был в это время рассказывать не надо. Десант туриков, который наблюдаешь проезжая на поезде между Апатитами и Оленегорском (если ехать пятничными вечерними «московскими» и «питерскими») лишнее тому подтверждение. Однако я Хибинам предпочитаю Рыбачий, Средний и Муста-Тунтури. Да, был уже не раз, но тема-то неисчерпаемая. Эта поездка в те места стала четвертой по счету, но маршрутов у меня еще на столько же как минимум.

В зимние каникулы произвел разведку боем в который выбрал формат – пеше-снегоступный. Выбор оправдал себя на 110%.
С погодой же я где то просчитался. Ориентировался на прошлый год и рисовал у себя в воображении десять из десяти дней солнца. В итоге солнца получилось где то дня 2,5. По сумме. И очень много снега накатывающего волнами по 10 раз за день.

Шли вдвоем. Я и Сергей (далее иногда Хел). Оба уже бывали здесь, но не весной и в других форматах. Четкого маршрута не было изначально, все решалось на ходу, во время похода исходя из проходимости и затраченного времени. Ограничены мы были только по времени – еды у нас было на 10 дней.

Итак, начали. 25 марта. Мурманск. Вокзал.

Прибыли «классически», в обед воскресенья. Взяли билеты (не забыли и про багажные) на 211 автобус (Мурманск-Никель) на 17.45. Закинули на такси мою семью с вещами, пробежались по магазинам и кое-что докупили. Минут за 20 до отправления подтянулись к автобусу.

Первый сюрприз! Узнаем, что с 11 января 2012 КПП в Титовке нет. Паспорт предъявлять не надо и автобус идет до Старой Титовки без остановок. Едем. Рассматриваем окрестности. Все уже знакомо. У меня, как обычно, немного предстартового мандража. Выгружаемся в Старой Титовке. Немного перепаковываемся и идем обратно до нужного поворота.

В первые день-два я буду часто прибегать к сравнениям с прошлым разом. Итак, в прошлый раз я свернув с шоссе был вынужден сразу «забахилиться». Снегу было по щиколотку и выше пухляка, под которым не самая твердая колея. Т.е. идти приходилось по узкой колее черпая снег. В этот раз мы были настроены на более укатанную дорогу. Перед походом по наводке Влада (Санты с Нордбайка, если кто знает) я связался с Игорем, одним из оргов патриотического похода проходящего примерно в этом месте, примерно в это время. Хотел узнать их планы на момент совместных привалов. Совместных ночевок не складывалось, но узнал, что перед нами должна была пройти группа и это немного упрощало нам первые километры пути.

Второй сюрприз! Дорога была раскатана просто шикарно.

Качество дороги сказалось и на скорости передвижения. Если в первый раз я доплелся до ночи чуть дальше первого разрушенного моста через Титовку и встал на подъеме в совершенно неудобном месте, то в этот раз мы бодренько проскочили это место уже через час с небольшим. Традиционное фото водопада с памятником прилагается.

Через пару часиков добираемся до того места где Титовка делает несколько петель и останавливаемся для ночевки.

Место хорошее. Плоская площадка под палатку и рядом удобный спуск ко льду на Титовке. Пара минут тюканья маленьким топориком и есть прорубь откуда я черпал воду.

Вопрос воды был актуален. Шли мы «на газе» и большого запаса не было. Тратить то что есть на топление снега очень не хотелось, поэтому вставать старались рядом с водой. С этим, кстати, было проблемы, так как три из четырех ручьев пересекаемых мною во время разведки сейчас вымерзли до дна.

Когда стали окапываться для постановки палатки ясную погоду сменил густой снегопад. Со стороны перевала прожужжала пара буранов – скорее всего рыбаки возвращающиеся после рыбалки в выходные. Буран, он, конечно, тоже снегоход, но если я пишу снегоход, значит подразумевается что то современное, а не это древнее советско-российское тихоходное чудо.

Пока вариться гречка, распечатываю спирт. В этот раз я попытался настоять его на кедровых орешках. Настоялся плохо, зато и градусность почти не потерял. Разбавляем пополам с водой, после проглатывания во рту остается сильный вкус смолы. Гадость, конечно, но по опыту знаю что сей напиток, дня через три, будет очень даже ничего.

… ни шампанские, ни вина здесь никто не пьет,
Пьют техническое «шило», пьют все то что жжет…

Традиционная гречка с тушняком на ужин. Если завтрак мы разнообразили заменяя рис на макароны и наоборот, то гречка на ужин была неизменной. Хотя и здесь можно было выбирать между свиной и говяжьей тушенкой.

Наша первая ночевка. Отбой.

Средний 2012. День1. Муста-Тунтури.

Фотографии этого дня немного сумбурны, но в первые дни мы были голодны до северных пейзажей и снимали все подряд. Зачастую по несколько раз.

Подъем. Время от времени подсыпает снежком. В перерывах делаю несколько фото.

Спускаюсь на лед, «обновляю» подзамерзшую за ночь прорубь, готовлю завтрак. Параллельно начинаем потихоньку сборы. Завтракаем.

Теоретически, сегодня один из самых сложных дней. Нужно с полной загрузкой перевалить через перевал. Это не так сложно, но сейчас у нас запасов на 10 дней. Так что закинуть "в топку" макарон с тушенкой надо побольше.

Уже заканчивая сборы, видим местного аборигена идущего, по его словам, в Титовку. Судя по направлению в Новую Титовку. Абориген интересуется не слышали ли мы утром снегоходов, которые должны были его встретить. Отвечаем что нет. Сей диалог немного вгоняет меня в ступор. Новая Титовка то находится на другом берегу. Но особо ломать голову не стали.
Стартуем. День обещает быть долгим. Нужно преодолеть пару небольших горок, потом дорога уйдет от Титовки на СЗ и начнется подъем в перевал и набор высоты.

Доходим практически до указанного поворота. Отсюда хорошо просматривается второй разрушенный мост через Титовку. Видим, как от нашего берега к противоположному идет лодка, потом люди из нее выходят, садятся на снегоходы и уезжают. Видимо делегация по встрече аборигена. На фото еле различимы.

Уходим по дороге от реки и начинаем набор высоты. От съеденного завтрака распирает энергией и пока это не сложно. Накатанная дорога осталась у реки, но снегоступы пока одевать рано. Проходим столик с лавочками, где так любят отмечаться покорители перевала и Рыбачьего.

Дальше снег начинает не подсыпать, а просто накатывать волнами сокращая видимость до сотни, а то и до пятидесяти метров. От этого места до вершины всего километров 6,5, но в условиях такой видимости кажется что идешь вечность. Тем более, что идешь по засыпанной буранке один за другим и пообщаться не получается. В коротких затишьях снегопада делаю фото окружающего пейзажа

и фото Сереги на нем

Такое освещение, это не косяк фотографа (меня т.е.), а действительно сильно затянуто все было.

Доходим до креста (кто ходил знает). Здесь перекур/перекус, кому что нужнее. Заодно выход на связь. Отсюда еще видны вышки с Кольского. Как только свалимся за перевал, то связь появиться уже только ближе к вечеру, на юго-восточном или западном берегу Среднего (смотря куда идти), когда будут видны мегафоновские вышки у «нефтегородка» и у в/ч на мысе Земляной. «Твиттнул» несколько фото на стену в VK.

На перевале снег окончательно озверел и стал заваливать еще конкретнее и без перерывов. Фотографировать с «зеркалки» как то не хотелось, да и смысла большого не было. Удовлетворился несколькими фото с телефона, но эффект передать не удалось.

Прошли уже несколько мест на вершине, откуда должны были увидеть губу Кутовая, но идущий снег это исключал. Уже когда были на спуске небо стало светлеть, а снег слабеть. Открыли счет фотографиям моря и Среднего.

На спуске встретили пару снегоходов из Озерка, поболтали пару минут и дальше.

Дошли до памятника. «Остановитесь и склоните головы …». Остановились. Передохнули заодно.

Через какое то время достигаем Среднего. Я его начинаю отсчитывать от развилки дороги на западовосток с, появившемся год-два назад, указателем «Музей». Уходим на восток. Время подходит уже для того чтобы подыскивать место под ночевку. Параллельно с подыскиванием места, нужно визуально выбрать маршрут по которому мы завтра будем штурмовать Средний вглубь на север. И то и другое отчетливо видно на карте. Метров 500-700 от развилки по дороге на восток, обозначена тропа уходящая на север. Сразу за тропой (еще 2-3 сотни метров) обозначен ручей впадающий в море. Проходим тропу. Она имеет место быть и вполне подходит нам. С ручьем все сложнее – он промерз до дна. Нда, неприятно. В итоге идем еще почти два километра по дороге на восток и становимся на том же ручье, на котором я вставал в разведке после нового года (он не замерз, хотя и стал заметно слабее). И неприятно не то, что мы оттопали лишних полтора-два километра, а то, что завтра придется начать день с того, что еще на столько же вернуться. Но настроение поднимает то, что мы уже за перевалом, а впереди маячит гречка с тушенкой и «боевые» 100 граммов спирта на орешках. Нужно только окопаться и поставить палатку.

Делаем еще несколько разномастных фото. Небо потихоньку голубеет, выглядывает закатное солнце и начинают проявляться цвета.

Чем еще хорошо это место – есть связь. Если забраться на камень «видно» мегафоновскую вышку у нефтегородка. Многие решат, что не так уже это и важно – иметь связь. Я и сам раньше по неделе не доставал телефон в походах. Но сейчас у меня есть семья и очень приятно поболтать вечером пару минут и узнать как прошел их день. Правда заболтавшись, я начал прогуливаться и ушел с камня … в результате чего разговор прервался. Вечером здесь сеть здорово занята. Учитывая, что в зоне действия этих вышек обитает всего несколько десятков человек, вряд ли мегафон стал приобретать лицензии на большое количество частот. Проверять не стал: симки перекидывать не хотелось, а в моем «мегафоновском» телефоне филд тест не стоит. Быстрый интернет на Среднем заполучить все таки можно. Нужно идти дальше по дороге на восток. На самом юго-восточном «углу» Среднего есть участок длиною километра в 3-4, на котором «видно» билайновскую вышку «с материка», находящуюся в 18 километрах. Вполне хватает, чтобы послушать музыку из VK.

На ужин … ага, гречка. Ужин в зимних походах вообще очень интересная вещь. Есть неделю подряд перед сном гречку, отчего она не приедается и не становится менее вкусной. Странно, да?

Как мы сегодня шли можно посмотреть на карте.

Первые пару частей нужно мужественно вытерпеть. Понимаю что Мотка и перевал уже обфотографированы со всех сторон, но из песни слов не выкинешь. Дальше будут уже не столь баянистые фото.

Читать продолжение

• 1
Да ну, будем мы смотреть сколько там L в англицком варианте ... Нафиг.

Мне вот неуютно как-то от такого. Это сложившаяся традиция английских имен в русском языке. Крегг там какой-нибудь, Билл, Уилл... Представь,если бы Билла написали Бил - не хватает чего-то? Мне вот не хватает.

Нуууу, что то в этом есть. Но переделывать не буду. Перелопатить все 10 дней и исправить Хел на Хелл. Бррр ...

Ну я же тебя не заставляю) Просто странно второй раз такое встретить. (А перелопатить с поиском, может быть и не больно - ну это я так, к слову) Кстати надо самого Хелла спросить, как он себя позиционирует)